30 сент. 2011 г.

Арабские национал-социалисты.

 http://fed.sibnovosti.ru/pictures/0173/3093/rossiya_zayavila_o_gotovnosti_sodeystvovat_vosstanovleniyu_iraka.JPG
 Сейчас самое время поведать о том, что же представляет собой режим партии БААС в Ираке, и какова историческая роль Саддама Хусейна в новейшей истории этой ближневосточной страны.

  БААС (Партия арабского социалистического возрождения) была основана в Дамаске в начале 40-х годов XX века двумя сирийскими школьными учителями: Мишелем Анфляком (православным греком) и Салахом аль-Дин аль-Битаром (мусульманином-суннитом). С самого начала партия была радикальная, светская, с идеологией, сочетавшей идеи панарабизма и социализма. Своими основными принципами БААС провозгласила единство арабской нации, освобождение арабских стран от колониальной зависимости и социализм.

 
 
 
 Саддам Хусейн вступил в БААС в 1957 году, в возрасте 20 лет. В те годы в Ираке правил прозападный режим диктатора Касема, который прославился неимоверными жестокостями при подавлении оппозиции. Хусейн прошел путь настоящего революционера, в бурной политической биографии которого было всё: и тюрьмы, и эмиграция, и участие в неудачном покушении на Касема, когда Саддам стрелял из пистолета в президента-диктатора, которого спасло одно лишь чудо. Именно тогда он завоевал авторитет в рядах партии и пробился в ее руководство. Он стал героем БААС, хотя не смог убить, а лишь ранил Касема.

 БААС в своей политической борьбе руководствовалась революционным принципом. Но стоит также заметить, что в Ираке в то время была сильна группировка военных в правительстве, и обычно каждый следующий диктатор приходил к власти путем военного переворота. Хусейн это прекрасно понимал, а потому осуществлял руководство заговором высших армейских офицеров, в результате которого БААС взяла власть в Ираке в июле 1968 года.

 БААСисты провели целый ряд государственных мероприятий социалистического характера, в результате которых была ликвидированы нищета и безграмотность населения (особенно в сельских районах), стала развиваться промышленность, образование и медицина стали бесплатными. Линию первого БААСистского президента аль-Бакра (после его смерти в 1979 году главой государства стал Саддам Хусейн, занимавший до этого должность вице-президента) поддерживало подавляющее большинство населения Ирака. На протяжении вот уже 35 лет БААС руководит страной. За это время несколько раз ставилось под сомнение само существование Ирака как независимого государства и, если бы не общенациональная поддержка, ни Бакр, ни Хусейн просто не выжили бы как политические лидеры. На этом фоне все заявления западных политиков о том, что Саддам, якобы, держится у власти только на штыках, не выдерживает никакой критики. Поддержка Хусейна среди иракцев настолько велика, что руководство страны даже решилось взять курс на поголовное вооружение народа на время войны. Свободно раздать оружие населению вряд ли может позволить себе диктатор, который управляет державой только с позиции грубой силы.

 Да, оппозиция режиму существует, но она обусловлена не социально-идеологическими мотивами, а исключительно национальными и религиозными факторами. Курдское нацменьшинство, которое населяет север страны, уже несколько десятков лет претендует на политическую автономию. Курды, которые являются ближневосточным аналогом чеченцев, представляют угрозу для национальной безопасности любого государства, на территории которого проживают в достаточном количестве. Действуя партизанскими методами сначала на иранские, а затем на американские деньги, курдские сепаратисты пытались отторгнуть от Ирака весь север страны. И только неимоверным напряжением сил, жесткими этническими чистками и военными мерами Хусейну удалось справиться с этой угрозой. Любопытно, что ни дипломатические переговоры, ни даже введение представителей Курдистана в иракское правительство не привели к мирному разрешению конфликта. Курды, как и большинство дикарей, понимают лишь силу.

 Долгое время одним из главных внутренних противоречий в Ираке было религиозное противостояние "сунниты-шииты". Шиитское население, проживающее, в основном, в южных районах страны, находилось в ущемленном положении, не имея своихпредставителей ни в правительстве, ни в руководстве БААС. Во время ирано-иракской войны 1980-88 гг. это противоречие обострилось, что привело к массовым беспорядкам в южных районах. В результате чего Саддам пошел на уступки и устранил этот явный дисбаланс, отдав шиитам ряд представительных постов.

 Надо сказать, что Ирак является, наверное, самым веротерпимым государством на арабском Востоке. Права христианского меньшинства в Ираке соблюдаются в соответствии с нормами международного права, дискриминация отсутствует. Подтверждением тому служит то, что Тарик Азиз, христианин, занимает посты министра иностранных дел и вице-премьера и является на протяжении многих лет правой рукой Хусейна.
 
 БААС, будучи партией арабских националистов, явила миру пример религиозного согласия в стране и построила мощное государство, которое, как оказалось, способно противостоять и американской военной машине, и удушающим международным санкциям. Хусейну удалось построить в Ираке народное государство национал-социалистического толка, потому что теория и практика БААС во многом сходна именно с национал-социалистическими принципами. С самого начала своего правления Хусейн внутренней политикой доказал свою приверженность социализму. При этом он всегда был ярым сторонников общеарабского дела. Ирак оказывал поддержку арабам в Палестине, в то время, как остальные арабские государства региона под давлением США в конечном итоге отказались от этой практики. Вероятно, особую ярость Америки и НАТО вызывает антиизраильская и антисионистская линия Хусейна. В 70-е годы из Ирака была проведена депортация евреев как "носителей сионизма". Это было ответом на массовое изгнание арабов со своих земель израильскими войсками в Палестине.
 
 Отличительной чертой режима Хусейна является его подчеркнуто светский характер. Так, например, в 1982 году Саддам издал свой знаменитый указ "об освобождении женщин", чем фактически сделал их полноправными членами иракского общества. Поэтому все потуги американской пропаганды представить иракцев в роли замшелых религиозных мракобесов выглядят просто смешными. Именно отступление от традиционных исламских норм заставило в 1980 году фундаменталистов в Иране спровоцировать войну. Аятолла Хомейни объявил Хусейна врагом ислама, открыто требовал его головы и целью Ирана в войне провозгласил свержение режима БААС. Кровавая восьмилетняя война лишний раз подтвердила стойкость иракского государства. Ирак по многим показателям значительно уступал Ирану, но тем не менее смог отстоять свою независимость.
 
 Таким образом, Саддаму Хусейну удалось построить могучее государство на социалистических принципах и утвердить его в роли региональной сверхдержавы. Одной из главных политических задач бааисты ставили сплочение арабской коалиции вокруг правящего режима. Можно говорить, что это им удалось. Я не знаю, чем закончится нынешняя война в Ираке, но тот факт, что США с лакеями столкнулись с сильным противником, который, видимо, будет сопротивляться до последнего, имеет большое значение. Легкой победы у США не будет, а будет ли она вообще - еще вопрос.


Игорь Бойков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий